Вы знали, что поезд едет?

Название может немного удивить, но, вопреки видимому, оно хорошо продумано. Что ж, в этом тексте мы постараемся показать такой часто забываемый, но все-таки принципиальный вопрос, каким являются железнодорожные пути. Именно по ним поезда, как правило, двигались и движутся. 

Железнодорожные пути, казалось бы, обычная и очевидная вещь. Однако, немного углубившись в историю железных дорог, можно найти информацию, которая может удивить многих любителей поездов. 

Диолкос

Каменная дорога в Греции недалеко от исторического Коринфа. В польском переводе можно использовать слово «тянуть», и это отражает его характер. Ну, это был каменный путь, по которому через Коринфский перешеек перевозили суда, суда и товары. Сама дорога длиной 5,5–9 км и шириной 3,5–6 м построена из известняка. По всей длине Диолкоса были сделаны две параллельные борозды, отстоящие друг от друга на 1,5 м. Как вы понимаете, они были похожи на рельсы. И действительно, они позволяли эффективно перемещать колесные платформы, запряженные людьми и животными. Следовательно, это соединение, действовавшее с 600 г. до н.э. до примерно 150 г. н.э., считается многими экспертами в области железных дорог «праотцом» железнодорожных путей.

Вы знали, что поезд едет?

Деревянные дорожки

Конечно, их производство было относительно дешевым. Их обработали и придали форму. Однако из-за нестабильности материала они быстро изнашивались и не позволяли перевозить большие грузы. Тем не менее, они были вехой по отношению к ранее описанным желобчатым железным дорогам. Первые упоминания о таких растворах относятся к 16 веку на рудных и угольных копях в горах Трансильвании. 

Вне шахт такие сооружения строились в Англии около 1600 года. По деревянным путям, как и по шахтным тоннелям, двигались повозки, которые тянули лошади. Для того чтобы вагоны не соскальзывали с не очень точных гусениц, сделанных из не очень жесткого материала, каким было дерево, на внутренней стороне колес были сделаны утолщения. Это удерживало их от соскальзывания с трассы. Сегодня это решение можно считать прототипом сегодняшнего традиционного железнодорожного колеса. 

После камня и дерева чугун

Еще не железо. Но до того, как стали использовать чугун, деревянные гусеницы модифицировали и укрепляли, покрывая их пластинами из железа и более дешевого чугуна. Только после этих опытов чугун стал основным носителем и заменил дерево. 

Первые чугунные рельсы на деревянных шпалах были построены в Англии в 1767 году. Интересно, что они имели форму буквы U. Затем рельс приобрел форму угла, т.е. букву L, и, наконец, букву T, после добавления голова и шея, форма рельса была похожа на ту, что мы знаем сегодня. Стоит также добавить, что времена чугунных гусениц — это и времена, когда на них появились первые паровозы. 

Железо и бетон

Фактически примерно с начала 20 века во всем мире стали применяться железобетонные шпалы тут, на которые укладывались железные рельсы. И этот стандарт соблюдается по сей день при проектировании напр. высокоскоростная железная дорога. 

1435 мм

Колея рельсов, широко известная как стандартная, составляет 1435 мм и используется примерно на 70% железных дорог мира. Закрывая эту мини-статью, мы, по сути, завершаем круг, поскольку ширина колеи напрямую связана с транспортными тележками, использовавшимися в начале 19-го века в Англии.